Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка детский сад №22 "Лучик"
городского округа Тольятти

На главную О нашем садике Проекты Галерея Подвижные игры Авторские программы Родителям Документы Спонсоры

 


По комплексной программе «Программа воспитания и обучения в детском саду»
под
редакцией М.А.Васильевой,
В.В.Гербовой,
Т.С.Комаровой.

(первая младшая
группа)


 

 

 

Конспект

занятия по развитию речи
(первая младшая группа)


занятие 1


 



 

подготовила:
зам.зав. по ВМР
Ширшикова И.В.


Литература:

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи

в первой младшей группе»


Занятие 1


Целевая прогулка наогород.
Цель: дать детямпредставление о том, как растут овощи; научить узнавать и называть морковь,репу, капусту, помидоры.


Ход занятия



  Воспитатель показывает детям грядки.Предлагает повто­рить слова огород,грядки. Обращая внимание детей на расту­щую на грядке морковь, педагограссказывает: «Морковку не видно. Она растет в земле. А над землей - пушистыйзеленый хвостик. Сейчас я потяну за хвостик и вытащу морковку». Он вытаскивает1-2 морковки. Дети рассматривают их, отмечают, что овощи грязные и их надопомыть.

Затем воспитательпоказывает детям кочаны капусты, под­черкивает, что они большие, круглые, видныиздалека.

  Далее дети с помощью педагога знакомятсяс тем, как рас­тут помидоры. Если есть возможность, воспитатель показывает имзеленые и красные плоды.

  Рассмотрев с детьми овощи, педагогпросит ребенка (не­скольких детей) показать, где растут морковь, помидоры,капус­та; хвалит детей, которые нашли нужную грядку, объясняет остальным, чтохарактерно для каждого вида овощей.

 

 

 

Конспект

занятия по развитию речи
(первая младшая группа)

 

занятие 2


 

 
подготовила:
зам.зав. по ВМР
Ширшикова И.В.

 
Литература:

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи

в первой младшей группе»

 

Занятие
2

Дидактическая игра «Поручения».

Дидактическое упражне­ние «Вверх-вниз»


 
Цель: учить детей различать и называть игрушки, а также ихосновные качества (цвет, размер); совершенствовать пони­мание речи, развивать слуховое восприятие; продолжать зна­комить детей с расположением групповой комнаты, с назначе­нием вещей, которые в ней находятся; учить детей понимать значениеслов вверх, вниз и повторять их вследза воспита­телем.


Ход занятия

  На столевоспитателя игрушки: большой и маленький мед­веди, неваляшка, матрешка, краснаяи синяя чашки (настоя­щие предметы), большой и маленький кубы.

Указывая на игрушки, воспитатель предлагает назвать их,сказать, какого они размера, цвета. Далее, вызывая к себе детей по очереди(ребенок должен стоять так, чтобы выполняемые им действия были хорошо виднывсем), педагог предлагает каж­дому одно из перечисленных ниже заданий:

- Большого мишку напои чаем из красной чашки. (Если ре­бенок ошибается, медвежонок «рычит», «отворачивается», проявляя свое неудовольствие. Аналогично ведут себя другие иг­рушки.)

- Поставь матрешку на маленький кубик.

- Маленькому медведю подари большой куб.

- Пусть неваляшка выпьет чаю из синей чашки.

- Возьми маленького медведя и посади на ковер.

- Отнеси на ковер большого медведя и посади рядом с ма­леньким

- Заставь поплясать и позвенеть неваляшку.

После выполнения ребенком последнего задания все участ­никизанятия изображают неваляшек (сидя на стульчиках, слегка наклоняютсявлево-вправо).

Воспитатель строит из кубиков лесенку. По ней ходит мат­решка:вверх-вверх-вверх, вниз-вниз-вниз. Дети следят за ее действиями и вместе своспитателем произносят соответствую­щие слова: вверх..., вниз... .

  Заканчивая занятие, педагог просит детей помочь ему уб­рать игрушки и предметы, испольаованные на занятии. Затем он спрашивает, где хранится посуда буфете),где стоит бу­фет, где лежат кубики. Просит показать место их хранения.Советуется с детьми, куда удобнее посадить медведей, поста­вить неваляшку (матрешку). Следит за правильным исполь­зованием детьми слов посадить, поставить, положить.


 

Конспект

занятия по развитию речи
(первая младшая группа)

 

занятие 3


 

 
подготовила:
зам.зав. по ВМР
Ширшикова И.В.

 
Литература:
В.В.Гербова «Занятия по развитию речи
в первой младшей группе»

 
Занятие
3

Дидактическая игра «Кто что делает?»

 


 
Цель: учить детей,рассматривая картинку, называть изоб­раженные на ней предметы и их качества,действия; выполнять действия, которые они видят на картинке; развивать игро­выенавыки.


Ход занятия

  На столе воспитателя лежат сюжетныекартинки с одним действием (изображениями вниз): мальчик играет на барабане,медвежонок крепко прижал к себе бочонок с медом, девочка сметает щеткой крошкисо стола, мальчик из леечки поливает цветы, девочка причесывает куклу, малышпрокатывает шарик в воротца и т. п.

  На соседнем столе разложены изображенныена картинках предметы и игрушки: барабан, бочонок, щетка, лейка, кукла,расческа, шарик, воротца.

Воспитатель вызываетребенка. Тот выбирает картинку, рас­сказывает о том, что на ней изображено,показывает всем. За­тем, передав картинку воспитателю, малыш идет к соседнемустолу, находит нужный предмет (игрушку) и воспроизводит изображенное накартинке действие, например поливает из лей­ки растение.

  Занятие заканчивается самостоятельнойигрой детей с дан­ными предметами и игрушками. Количество их должно соответ­ствоватьчислу детей или немного превышать его.

 

 

Конспект

занятия по развитию речи
(первая младшая группа) 

занятие 4


подготовила:
зам.зав. по ВМР
Ширшикова И.В.

Литература:
В.В.Гербова «Занятия по развитию речи
в первой младшей группе»

Занятие 4

Рассказывание детям сказки «Репка»

 


Цель: учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопровождается показом фигурок настольного театра, вызвать у них желание послушать сказку еще раз.


Ход занятия

Воспитатель, не торопясь, рассказывает сказку, сопровождая рассказ демонстрацией фигурок настольного театра и воспроизведением некоторых действий сказочных персонажей.
Закончив рассказывать, педагогпредлагает детям показать, инк тянули репку, при этом он произносит:«Тянут-потянут, тя-нумютянут - вытянули репку!» (2-3 показа.)
«Репка была большая-пребольшая»,- напоминает воспитатель и просит показать размеры репки.Дети разводят руки в стороны.

  Далее педагог предлагает малышам помочьему рассказать ч ТОМ, как тянули репку. Начинает рассказывать: «Мышка за... ипоказывает кошку)?» - «Кошку»,- добавляют дети. «Кошка за... («Жучку».) Жучка за...» («Внучку».)Затем воспитатель ' нот рассказывает сказку. На этот раз можно использовать фланелеграф или «Живые картинки».

Занятие заканчиваетсяигрой детей с фигурками или рассматриванием иллюстраций к «Репке».

 

 
 

 

  Конспект

занятия по развитию речи
(первая младшая группа) 

занятие 5


подготовила:
зам.зав. по ВМР
Ширшикова И.В.

Литература:
В.В.Гербова «Занятия по развитию речи
в первой младшей группе»

 

Занятие
5

Повторение сказки «Репка». Дидактические упражнения «Кто что ест?», «Скажи «а».


 
Цель:  напомнить детям сказку;  вызвать желание рассказывать ее вместе своспитателем; уточнить представления детей о том, кто что ест (мышка грызеткорочку хлеба, собака - косточку и т.д.);  активизировать в речи детей  глаголы  лакать,грызть, есть; учить отчетливо произносить звук а.


Ход занятия

  «Посадил дедрепку,- рассказывает воспитатель,- выросла репка... («Большая-пребольшая».) Сталдед репку из земли... «Тянуть».) Тянет-потянет, вытянуть... («Не может».)Позвал дед... («Бабку».)

Бабка за дедку,

Дедка за репку -

Тянут-потянут, вытянуть... («Не могут».)

  Кто же еще прибежалтянуть репку?»

По мере того как дети называют персонажей, воспитатель достает соответствующие фигурки. Затем педагог расставляет фигурки и предлагает детям вместе рассказать конец сказки: Мышка за?.. («Кошку».) Кошка за?..(«Жучку».) И т.д.

  По окончании  сказки  воспитатель спрашивает,  что дед  ибаба сделали с репкой.  («Вымыли, очистили и стали есть».)

«Дед, бабка и внучка,- говорит воспитатель и ставит фигуркилюдей отдельно,- едят сладкую репку. Едят, похваливают: «Очень-очень сладкая репка». Какая репка?» (Хоровой и индиви­дуальные ответы.)

«Жучка, кошка и мышка на людей глядят, репку не едят.Сейчас им внучка другую еду принесет. Кошке - молочка и кусочек колбаски. Лакай, киска, молоко! Ешь колбаску! (Хоровое и индивидуальные повторения.) Жучке - косточку. Мышке- корочку хлеба или сыра. Грызи, мышка, корочку!» (Хоровыеповторения.)

  Далее воспитатель предлагает детям повторить, кто что ест: дед, бабка и внучка едят сладкую репку; кошка ест колбаску и лакает молоко; собака Жучка грызет косточку; мышка грызет хлебную корочку.

  Воспитатель прячет фигурки и посуду, из которой ели Жуч­ка и кошка. Достает куклу-врача (Айболита). Кукла говорит: «Здравствуйте, дети! Я добрый доктор Айболит. Пришел прове­рить, не болят ли у вас горлышки. Валентина Ивановна,- об­ращается Айболит к воспитателю,- откройте пошире рот и скажите «aaaa». «Aaaa»,- произносит воспитатель. Затем пе­дагог вместе с Айболитом подходит к каждому ребенку, пред­лагает широко открыть рот и громко произнести a-a-a.


Конспект

занятия по развитию речи
(первая младшая группа)

 

занятие 6


 
подготовила:
зам.зав. по ВМР
Ширшикова И.В.

Литература:
В.В.Гербова «Занятия по развитию речи
в первой младшей группе»

 

 

 

Занятие
6

Составление коллективного рассказа на тему «Как мы ходи­лина огород». Рассматривание моркови


 

  Цель: учить детейвнимательно следить за ходом рассказа, добавлять нужное слово; уточнить представления детей о мор­кови, обогатить их словарь за счет слов красная, твердая, хрус­тит, едят, трут натерке.

Ход занятия

  «Мама послалаОлю и Диму,- начинает рассказывать вос­питатель,- в огород. В огороде росла...(«Морковка, репка, ка­пуста».) морковка. Сама морковка в земле сидит, а нагрядке только зеленый... («Хвостик».) Оля потянула за хвостик и вы­тянула?..(«Морковку».)

Морковка была?.. Морковка была большая, красная. Оля и Дима отнесли ее маме.Мама морковь помыла, и Оля с Димой ее?.. («Съели».) Вкусная была морковка!Очень вкусная! Оля и Дима не всю морковку съели. Они и нам оставили. Давайтерассмотрим морковку».

  Воспитательпоказывает морковь, спрашивает, какая она. («Красная, большая».) «А еще какая? Потрогайте морковь. Она твердая». Дети хором и по одному повторяют слово твердая.

«Морковь твердая. Ееможно тереть на терке»,- продолжаетвоспитатель и предлагает малышам подойти к столу, посмо­треть терку. «Теркутрогайте осторожно,- предупреждает он,- можно руку поранить». Дети смотрят, каквоспитатель трет морковь, отмечают, что она становится меньше, меньше, а вотуже и совсем нет морковки - получилась каша.

  Педагогвыкладывает тертую морковь на тарелку, добав­ляет туда морковь, заготовленную до занятия, и дети чайными ложечками пробуют ее.

Педагог обращает внимание детей на то, что тертая морковь сладкая,сочная, мягкая. Дети повторяют за ним эти определе­ния. «А когда ешь целую морковку,- продолжает воспита­тель,- она хрустит. Послушайте»,- дает всем по кусочку моркови.

  Примечание: сдетьми младшей подгруппы проводится только вторая часть занятия, т. е. рассмат­ривание моркови.

 

 

Конспект

занятия по развитию речи
(первая младшая группа)

 

занятие 7


 
подготовила:
зам.зав. по ВМР
Ширшикова И.В.

Литература:
В.В.Гербова «Занятия по развитию речи
в первой младшей группе»

Занятие
7

Дидактическая игра «Какой?»


 

Цель: учить детей различать и называть цвета: красный, желтый и зеленый (для старшей подгруппы), красный и зеле­ный (для младшей).

Ход занятия

  Дети сидят за тремя сдвинутыми в один ряд столами. На столах стоят подставки (или лежатподносы) с карандашами трех или двух цветов.

  Воспитатель обращает внимание детей на карандаши, под­черкивает, что они разные: «Вот красные карандаши. Красными карандашами рисуют красные флажки, красные цветы.(Показывает заранее приготовленный рисунок.)

  Есть на подносах желтые карандаши. Какие? (Хоровой и индивидуальные ответы.) Желтыми карандашами хорошо рисовать желтые одуванчики. (Показывает карандаш и рисунок с желтыми одуванчиками.)

А зеленый карандаш (показывает) похож на травку. Я недорисовала травку (показывает незавершенный рисунок) и хо­чу, чтобы вы помогли мне. Возьмите зеленый карандаш. Зеле­ный, как травка... Какие у вас карандаши?»

Тому, кто ошибся и взял не тот карандаш, воспитатель пред­лагает дорисовать травку. Сделав несколько штрихов, малыш, кик правило, замечает свою ошибку. Замечают ее и остальные дети. Те, кто ошибся, спешат сменить карандаши.Всем пре­доставляется возможность порисовать травку зелеными карандашами. Затем даются аналогичные задания на отыскивание и называние карандашей желтого и красного цвета.

  Далее воспитатель декламирует:

Карандаши -хороши!

Выбирай любой!

У кого какой?

  Каждый ребенок называет цвет выбранного им карандаша. Ес­ли кто-то ошибается, ему опять-таки предлагают порисовать на л пето бумаги со следами нужного карандаша. Это задание можно предложить детям выполнить повторно.

Конспект

занятия по развитию речи
(первая младшая группа)

 

занятие 8

подготовила:
зам.зав. по ВМР
Ширшикова И.В.

Литература:
В.В.Гербова «Занятия по развитию речи
в первой младшей группе»


Занятие 8

Различение и называние цвета предметов. Дидактическое упражнение «Паровоз»


 
Цель: продолжать упражнять детей в различении и назы­вании цветов; учить отчетливо и по возможности длительно произносить звук у.

Ход занятия

  Дети сидят запоставленными в ряд столами. На подносах лежат карандаши трех (для старших детей) и двух (для млад­ших) цветов.

Воспитатель разрешает всем взять с подноса по карандашу: «Выбирайте любой!.. У кого какой?» Он проверяет, как выпол­нено задание, уточняет цвет карандаша. Упражнение повто­ряется 2-3 раза.

Далее педагог предлагает взять карандаш определенногоцвета: «Найдите красный карандаш». Приглашает собаку Бобика проверить, как выполнено задание. Если оно выполнено правильно, Бобик лает; если нет - рычит,сердится. Упражне­ние повторяется 2-3 раза.

  Педагог убирает карандаши и показывает игрушечный па­ровоз. Приглашает послушать, как гудит паровоз: уууу (произ­носится достаточно громко и протяжно), просит малышей по­гудеть всем вместе и по одному.

Затем воспитатель организует игру «Позови паровоз».«Уууу»,- гудит ребенок, и паровоз «едет» на этот звук. Если малыш гу­дит тихо или «песня» получается очень короткой, паровоз мо­жет «не услышать» ее. Воспитатель обращает на это внимание ребенка и предлагает погудеть громче или гудеть дольше.

  В заключение игры желательно давать детям послушать, как гудит заводной озвученный паровоз.

Далее воспитатель прицепляет к паровозу вагончик и сооб­щает,что в вагончике лежат картинки, которые дети сейчас будут рассматривать(задание только для старшей подгруппы). Дети берут по одной картинке, называют изображенный пред­мет и его цвет: «У меня красный мяч»; «На моей картинке зеленый крокодил»; «Посмотрите, какой у меня цыпленок жел­тенький» и т. д.

 

Конспект

занятия по развитию речи
(первая младшая группа)

 

занятие 9


подготовила:
зам.зав. по ВМР
Ширшикова И.В.

Литература:
В.В.Гербова «Занятия по развитию речи
в первой младшей группе»

Занятие
9

Упражнение на звукопроизношение (повторение пройден­ного материала). «Угадай, что звучит» - упражнение на раз­витие слухового внимания


Цель
: закреплять правильное произношение звуков а, у, учить детей произносить эти звуки достаточно громко; разли­чать на слух звучание погремушки, барабана, колокольчика; формировать навыки культурного общения.

Ход занятия

  Воспитатель показывает куклу - доктора Айболита - и предлагает детям вспомнить, как они открывали рот и говорили а. После хоровых и индивидуальных ответов педагог показывает паровоз и предлагает вспомнить, как он гудит. Дети произносят громко и немного протяжно звук у.

  Далее воспитатель рассказывает, что, когда люди гуляют по лесу, они кричат: ау.'ау! Расставляет елочки, между кото­рыми«ходит» кукла Аленка.

«Как бы Аленка не заблудилась»,- говорит педагог и пред­лагает покричать: ау!ау! Малыши зовут Аленку хором и по од­ному. Воспитатель следит за тем, чтобы дети достаточно гром­ко, а главное, слитно произносили эти звуки (аааууу!).

  Для второй части занятия должно быть заранее подготовле­но следующее оборудование: ширма,барабан, колокольчик, по­гремушка, молоточек. Педагог показывает барабан,называет его, спрашивает название у детей, затем предлагает послушать, как он звучит. Аналогично детей знакомят и с другими звуча­щими предметами (для младшей подгруппы выбирают 3 пред­мета). Когда воспитатель убедится в том, чтодети усвоили названия предметов, различают их звучание, он прячет игруш­ки за ширму и предлагает отгадывать, чья песенка будет слышна.

  Воспитатель оставляет на столе колокольчик, погремушку и молоточек. Вызывает к стол  у ребенка (упражнение проводится только со старшими детьми). Объясняет: «Если у Ани по­просить любой из этих предметов, Аня охотно передаст его вам.Послушайте, как я попрошу Аню передать мне погремушку».

- Аня, передай мне  (дай мне), пожалуйста, погремушку.

- Спасибо, Аня.

- Пожалуйста,- отвечает девочка.

Далее к Ане с этой же просьбой обращаются двое-трое де­тей.Затем водящий сменяется. Упражнение повторяется 5- 6 раз. Диалог можно несколько изменить. Например:

- Аня, разреши мне взять молоточек.

- Возьми.

- Спасибо, Аня.

- Пожалуйста.


Конспект

занятия по развитию речи
(первая младшая группа)

 

занятие 10


подготовила:
зам.зав. по ВМР
Ширшикова И.В.

Литература:
В.В.Гербова «Занятия по развитию речи
в первой младшей группе»

Занятие
10

Чтение детям потешки «Водичка, водичка...»


 

Цель: вызвать у детей радость от слушания потешки, же­лание послушать ее еще и участвовать в рассказывании; форми­ровать способность к обобщению.

Ход занятия

  На столе воспитателя спит в кровати кукла. «Это Катя,- говорит педагог.- Кате пора вставать. Вставай, Катенька, вставай!» Дети помогают будить куклу.

Воспитатель поднимает куклу с кровати. Та в ночной ру­башкеили пижаме. «Дети, давайте попросим водичку помочь нам умыть и развеселить Катюшу»,- предлагает педагог. «Во­дичка, помоги нам!» - просят дети.

  В это время воспитатель убирает со стола кроватку и ста­вит игрушечный стул, к спинке которого прикреплен водопро­водный кран (игрушка-самоделка). На сиденье стула -тазик. «С-с-с-с - полилась вода»,-говорит педагог. Он умывает кук­лу и медленно читает потешку.

  Далее воспитатель показывает детям куклу, просит посмот­реть, как у нее заблестели глазки, задает вопросы: «Что сде­лали глазки? (Хоровой и индивидуальные ответы.) И щечки розовеют. Что делают? Стал смеяться роток. Правда, стал сме­яться роток? (Хоровые и индивидуальные ответы.) И кусаться...» («Зубок».)

  Педагог читает потешку еще раз. Повторяет ее, предлагает детям помочь ему читать.

Примечание: следует чаще напоминать детям эту потеш­ку при умывании, особенно после дневного сна.

  Далее педаго гставит на мольберт картинки, на которых на­рисованы девочка, мальчик, собака,кошка, спрашивает: «Кто умеет умываться? А кто лижет шерстку язычком?»(«Собака, кошка».) Уточняет и обобщает ответы детей.

  Далее воспитатель предлагает детям сесть за столы, сдви­нутые ленточно, и взять по одной картинке (столы поставлены до занятия, картинки тоже приготовлены заранее).  (Упражнение проводится только со старшей подгруппой.)

  Дети перечисляют изображенное на картинках (посуда, ем­кости для воды и предметы окружающей обстановки). Затем воспитатель предлагает назвать предметы, вкоторые можно налить воду (лейка, банка,аквариум, ваза, стакан и т.д.). Если ребенок правильно ответил на вопрос,на мольберт вы­ставляют картинку. Если ошибся, картинка остается на столе.

  После того как все картинки с нужными изображениями будут сгруппированы на мольберте, воспитатель, указывая на них, перечисляет предметы, в которые наливают (можно на­лить) воду.

 

Конспект

занятия по развитию речи
(первая младшая группа)

 

занятие 11


 

подготовила:
зам.зав. по ВМР
Ширшикова И.В.


Литература:
В.В.Гербова «занятия по развитию речи
в первой младшей группе»

Занятие
11

Повторение потешки «Водичка, водичка...». Опыт с предме­тами(тонут, не тонут, плавают)


 

Цель: учить детей, слушая знакомую потешку, активно по­могать воспитателю читать ее; вызвать удовольствие и ра­дость от совместного чтения; ознакомить со свойством резино­вых мячей не тонуть в воде.

Ход занятия

  Воспитатель показывает водопроводный кран (картинка). Кукла Катя подходит к крану, пускает воду, «С-с-с-с - поли­лась вода,-говорит воспитатель.- Катя послушала, как течет и поет водичка, а потом попросила: «Водичка, водичка...» (чи­тает потешку).

  Уже при первом чтении потешки педагогом некоторые дети активно подговаривают слова, он одобряет эти попытки.

Воспитатель умывает куклу. Катя предлагает детям вместе попросить водичку умыть ей личико, т. е. потешка читается еще раз. Произноситьтекст следует медленно, так как некоторые из детей проговаривают слова потешки с опозданием, после всex. Можно пригласить детей умыться вместе с Катей. «Во­дичка, водичка, умой Насте (Диме,Саше и др.) личико»,- просит воспитатель.

  Затем педагогставит на стол таз с водой. Рассказывает: «Катя умылась, развеселилась, стала играть в мяч. Вот так (по­казывает). Мяч подпрыгнул и упал в таз с водой. «Ой,-ис­пугалась Катя,- утонет мяч!» Подошла к тазику и видит...» (Подзывает детей посмотреть на мяч.)

«Не утонул мяч, плавает»,- говорят малыши. И повторяют слова плавает, не тонет.

  «Катя обрадовалась, что мяч не утонул,- продолжает рас­сказывать воспитатель.-Решила, что и машинка не утонет. Положила ее в таз, а машина и... («Утонула».)Тогда Катя оросила в таз шарик». «Утонул»,- радуются дети. «Машинка утонула,шарик утонул, а мячики (опускает в таз 2-3 мячика) нe утонули. Плавают».

Педагог ставит на стол еще один таз с водой, раздает детям мячики. Дети «топят» их и убеждаются, что мячи не тонут.

 

Конспект

занятия по развитию речи

(первая младшая группа)

 

занятие 12


подготовила:
зам.зав. по ВМР
Ширшикова И.В.


Литература:
В.В.Гербова «занятия по развитию речи
в первой младшей группе»

Занятие
12

Рассматривание картины Е. Батуриной «Спасаем мяч». Чте­ние
стихотворения «Мячик» А. Барто


 

Цель: помочь детям понять содержание картины «Таня плачет».Она уронила в лужу мяч. Мальчик достает его), отве­чает на вопросы по ее содержанию, активно повторяя за воспи­тателем отдельные слова и фразы; побуждать детей помогать воспитателю читать хорошо им знакомое стихотворение А.Барто «Мячик», вызвать сочувствие к девочке Тане.

Ход занятия

  Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину. Они пе­речисляют то, что изображено:девочка, мальчик, мяч и т. п.

Педагог рассказывает детям содержание картины. Спраши­вает:«Почему плачет Таня? («Боится, что утонет мяч» - хоро­вой и индивидуальные ответы.) Таня боится, что мяч утонет! Скажите ей: «Тише, Танечка, не плачь! Не утонет в речке мяч!» (Хоровое и индивидуальные повторения.)

  Мальчик(показывает) помогает Тане достать мяч. Покати­те (приглашает детей к картине) мальчика, который достает мяч. Он его веточкой достает. А теперь покажите, как мальчик веточкой достает мяч (дети, сидя на стульчиках, имитируют движение). Ачто делает девочка с куклой? («Смотрит, как мальчик достает мяч».) Она присела(покажите как) и смот­рит».

  Воспитатель предлагает детям послушать рассказ про Таню и ее друзей: «Дети играли в мяч и уронили его в большую лужу. «Ой!» - испугалась девочка с куклой и присела около лужи. «А-а-а! - заплакала Танюшка,- бедный мой мяч! Он утонет,утонет в луже!» - «Не плачь, не плачь! Мяч я достану»,- успокоил Та­нечку мальчик в полосатой рубашке. Он взял веточку и стал толкать мяч к краю лужи.Еще, еще немножко, и мяч будет спасен. Хорошие у Танюши друзья. Находчивые!»

Педагог повторяет рассказ. Дети старшей подгруппы подго­варивают слова (подчеркнуты).

  Не убирая картину, воспитатель читает детям стихотворение А. Барто «Мячик». Повторяетего. В старшей подгруппе можно попросить одного-двух детей рассказать стихотворение наи­зусть.

 

Конспект

занятия по развитию речи

(первая младшая группа)

 

занятие 13


 

подготовила:
зам.зав. по ВМР
Ширшикова И.В.


Литература:
В.В.Гербова «занятия по развитию речи
в первой младшей группе»

Занятие
13

Дидактическое упражнение «Кто пришел и кто ушел?». Чте­ние детям потешки «Наши уточки с утра...»


Цель: учить детей различать и называть птиц, о которых говорится в потешке «Наши уточки с утра...»; понимать простые по форме и содержанию вопросы воспитателя и отвечать на них; побуждать подражать голосам птиц и запоминать звукоподра­жания.

Ход занятия

  Воспитатель демонстрирует на фланелеграфе картинки, раз­говаривает с детьми по их содержанию:

«Выглянуло солнышко (показывает картинку) и проснулись уточки (еще картинка). Проснулись, закрякали: кря-кря-кря. Как закрякали уточки?» (Хоровой и 3-4 индивидуальных от­вета.)

Воспитатель повторяет фразу, побуждая детей договаривать

слова:

- Выглянуло ... (солнышко), проснулись... (уточки), про­снулисьи ... (закрякали).

- Проснулись и гуси (новая картинка). Пошли на пруд по­плавать.Идут, кричат: га-га-га! Как гуси кричат? Куда идут?

- Солнышко выглянуло, индюк проснулся. Вот он какой этот индюк (картинка): сам большой, хвост колесом. По двору индюк ходит, сам с собой разговаривает: бал-бал-бал. Как ин­дюк сам с собой разговаривает?

- И курочки проснулись. «Кко-кко-кко,- говорят,- вот мы, кко-кко-кко». Кто проснулся? Как вы догадались, что ку­рочки проснулись?

Далее детям младшей подгруппы показывают голубей и пе­тушка,напоминают, как они кричат, проснувшись рано утром. Затем воспитатель читает им потешку «Наши уточки с утра...». Повторяет потешку 1-2 раза, поощряя попытки малышей пов­торять звукоподражания.

С детьми старшей подгруппы вторая часть занятия проходит иначе. Познакомив их с утками, гусями, индюками, курами, воспитатель проводит дидактическое упражнение «Кто пришел и кто ушел?».

  Выглянуло солнышко, и во двор вышла маленькая де­вочка. Вот она (показывает картинку). Девочка вышла покор­мить, птиц. Вначале пришли к ней... (уточки). Потом пришли... (гуси), пришел ... (индюк), прибежали ... (курочки). Быстро поели. Вначале ушел ... (индюк), потом ушли на пруд... (гуси) (рассказывая, педагог убирает соответствующие картинки). А к девочке прибежал ... (петушок). И прилетели ...(голуби).

  Далее воспитатель вызывает ребенка, просит снять любую из картинок и рассказать отом, кто ушел. «Поели уточки и ушли»,- рассказывает ребенок. Второй ребенок убирает дру­гую картинку: «И курочки ушли» и т. д.

Заканчивая занятие, воспитатель еще 2-3 раза читает по­тешку.Дети договаривают за ним отдельные слова, подражая голосам птиц.


Конспект

занятия по развитию речи
(первая младшая группа)

 

занятие 14


 

подготовила:
зам.зав. по ВМР
Ширшикова И.В.


Литература:
В.В.Гербова «занятия по развитию речи 
в первой младшей группе»

Занятие 14

Рассказывание детям сказки «Курочка ряба». Дидактиче­ское упражнение «Кто что делает?»


 

Цель: учить детей слушать сказку в инсценированном ва­рианте и в обычном пересказе; вызвать желание послушать ее еще; формировать способность к обобщению путем упражнения детей в подборе к глаголам соответствующих существительных.

Ход занятия



  Воспитатель рассказывает сказку, сопровождая рассказ де­монстрацией фигурок настольного театра и показом некоторых действий персонажей («бил-бил - не разбил»,«хвостиком задела, яичко упало») (лучше использовать для показа разъемное де­ревянное яичко, окрашенное в золотистые тона).

  Затем педагог снова рассказывает сказку  (без наглядного сопровождения).

  Далее воспитатель демонстрирует детям картинки с изобра­жениями кролика, курочки, петушка, кошки, мышки, собаки. Спрашивает: «Кто клюет, умеет клевать? Кто грызет,умеет грызть?» Просит малышей показать, как лакает молоко коте­нок, как клюют зерна курочки и петушок, голуби (воображае­мые ситуации). Задает уточняющие вопросы: «У кого клюв? А у кого острые зубы?» И др.

  В заключение воспитатель приглашает детей к своему столу, предлагая рассмотреть бабу, деда,курочку и яичко. Предлагает «поиграть в сказку». Дети передвигают фигурки,сопровождая свои действия речью. Педагог помогает им.



Конспект

занятия по развитию речи
(первая младшая группа) 

занятие 15


 

 
подготовила:
зам.зав. по ВМР
Ширшикова И.В.


Литература:
В.В.Гербова «занятия по развитию речи
в первой младшей группе»

 

Занятие
15

«Ветерок» - подготовительное упражнение для развития ре­чевого дыхания. Повторение сказки «Курочка ряба» (рассказы­вание без наглядного сопровождения и в инсценированном ва­рианте)


 

Цель: учить детей медленно, постепенно выдыхать воздух через рот; уточнить и закрепить представления о цвете предме­тов; инсценируя знакомую детям сказку, вызвать у них желание повторять вслед за взрослым отдельные слова и фразы; способ­ствовать формированию интонационной выразительности речи.

Ход занятия



  Воспитатель напоминает детям, что, когда дует ветер, лис­точки на деревьях шелестят.Спрашивает: «Что делают листоч­ки?» (Хоровой и индивидуальные ответы.) Далее он показывает детям султанчики. Это палочки длиной 13-15 см. К концу каж­дой палочки приклеены (привязаны) полоски тонкой бумаги (6-7 штук). Длина полоски-4-5 см, ширина-0,5 см.

  Педагог говоритдетям, что палочка - это дерево с листья­ми. «На одном дереве листья какие?(«Зеленые» - хоровой и индивидуальные ответы.) На другом?.. («Красные».) Натреть­ем?..» («Желтые».) (Дети младшей подгруппы работают с сул­танчиками двух цветов.)

  Воспитатель дует на листочки, показывая детям, как они шелестят. Предлагает трем-четырем малышам подуть на сул­танчик, который он держит.

  Педагог раздает всем султанчики, попутно уточняя цвет лис­точков, исправляя неверные ответы. Проверяет, правильно ли дети держат султанчики: расстояние от листочков до губ ребен­ка должно быть около 8-10 см. Дети одновременно дуют на листочки.Отдыхают. Дуют снова. Затем воспитатель предла­гает посмотреть и послушать, как шелестят красные листочки на Олином дереве, зеленые - на Павлушином. При этом он следит, чтобы ребенок выдыхал воздух только через рот, дул долго (больше секунды), не добирая воздуха, выдыхал плавно, не поднимая плеч. Воспитатель замечает детей со слабым выдо­хом, чтобы позже позаниматься с ними индивидуально.

  Предложив детям обменяться султанчиками, педагог спра­шивает, у кого какие листочки. Затем малыши еще раз одно­временно дуют на листья, после чего воспитатель собирает сул­танчики.

Во второй части занятия педагог рассказывает сказку «Ку­рочка ряба». Инсценирует сказку. Приглашает детей помогать ему рассказывать:

«Жили-были...» (Пауза, показ фигурок.) -«Дед да баба»,-  договаривают дети.

«Была у них ...» (Пауза, показ.) - «Курочка ряба».

«Снесла курочка ...» - «Яичко». И т. д.

  В младшей подгруппе занятие на этом можно закончить. В старшей воспитатель просит детей повторить, как курочка утешала деда с бабой. При этом он передает ребенку курочку (фигурку настольного театра), предлагая повторить следующий текст:«Кудах-тах-тах! Не плачь, дед, не плачь, баба!» (4- 5 выступлений.)

После занятия дети играют с фигурками.

 

Конспект

занятия по развитию речи

(первая младшая группа)

занятие 16



подготовила:
зам.зав. по ВМР
Ширшикова И.В.

Литература:
В.В.Гербова «занятия по развитию речи
в первой младшей группе»

Занятие
16

Дидактическая игра «Узнай и назови овощи»


 

Цель: учить детей узнавать и называть овощи; понимать и выполнять инструкцию «возьмите по одному»; повторять за вос­питателем несложные фразы. (По ходу занятия следует исполь­зовать в речи собирательное существительное овощи.)

Ход занятия

  Воспитатель сообщает детям, что в корзине, которая стоит на его столе, лежат овощи.

«Сейчас я буду доставать овощи из корзины по одному. По­смотрю,знаете ли вы их»,- говорит педагог и достает морковь, лук, картофель, помидор , капусту. После того как овощи будут названы, кладет их обратно в корзину. Если это целесообразно, спрашивает о цвете, размере, назначении овощей.

«Дети,- продолжает воспитатель,- кукла Машенька (береткуклу) решила сварить суп. Она взяла большую кастрюлю, на­лила в нее воды и поставила на плиту. (Выполняет назван­ные действия.) Теперь Машеньке потребуются овощи: морковь, лук, картошка и капуста. Что тебе, Машенька, принести? Тебе нужна картошка? Картошка нужна. Дети, кто хочет принести Машеньке картошку?»

  Воспитатель ставит корзину с овощами на детский стул, чтобы детям удобно было брать из нее овощи.

«Иди, Митя, найди в корзине картошку,- приглашает педа­гог ребенка.- Что у тебя в руке?.. Валера, что достал Митя?.. Отнеси, Митя, картошку Машеньке. Скажи: я принес тебе кар­тошку...

Чтобы суп получился вкусным, надо в него положить лук. Кто найдет луковицу? Что это?.. («Лук, луковица».) А теперь надо найти морковь.Скажи, Катя, Машеньке: смотри, какая большая красная морковка».

Фразы, с которыми воспитатель предлагает обратиться к Машеньке, должны быть разными по синтаксической конструк­ции: простыми («на,Машенька, лук»; «я принес капусту») и сложными («чтобы суп был вкусным, надоположить в него лук»). Они должны также отражать представления об овощах,которые дети получили на предшествующих занятиях. Напри­мер: «Морковку можно натереть на терке».

  Обращения к кукле воспитатель должен продумать заранее. Это сложный вид работы, и импровизация по ходу занятия, без предварительной подготовки, редко бывает удачной.

 

Конспект
занятия по
развитию речи
(первая младшая группа)
занятие
17


подготовила:
зам.зав. по ВМР
Ширшикова И.В.

Литература:
В.В.Гербова «занятия по развитию речи
в первой младшей группе»

 

 

Занятие
17

Дидактическая игра «Узнай и назови овощи» (продолжение)


 

Цель: учить детейузнавать овощи  натуре и на кар­тине), называть их  (формировать способность к обобщению); учитьпонимать и правильно выполнять задания педагога; ак­тивизировать, в речи детейслово много.

 

Ход занятия

  Перед детьмина подносе лежат овощи. Воспитатель берет один из овощей (морковь), показываетего детям. Не называя и не требуя этого от детей, он говорит: «Надо найти такойже овощ, как у меня». Вызывает одного ребенка. После того как задание будетвыполнено, педагог объясняет, правильно ли оно выполнено и почему. Далее онприглашает сразу двух детей, которые отыскивают другой овощ. Остальные детиконтроли­руют правильность выполнения задания.

  Воспитательговорит: «Посмотрите, Игорь и Оля нашли та­кие же овощи, как у меня? Да, Оляошиблась. Она взяла с под­носа лук, а не ?.. («Морковь».) Оля, положи лук ипоищи мор­ковь. Вот теперь правильно. Теперь у меня, у Оли и у Игорька по однойморковке. А сколько всего? («Много».) А теперь надо найти вот такой овощ...»Завершая эту часть занятия, воспи­татель повторно дает задания детям, которые впервый раз до­пустили ошибки.

Педагог показывает детям картинки. Ориентируясь на кар­тинку,ребенок находит на подносе нужный овощ.

  Для младшейподгруппы занятие на этом заканчивается. В старшей детям предлагают еще однозадание. Они садятся за столы, сдвинутые в одну линию (поставлены заранее).Воспита­тель выдает каждому ребенку по 4 карточки лото из набора «Овощи». Онпоказывает детям карточку, и те, глядя на образец, находят у себя аналогичныекартинки.

Не следует предлагать детям поднимать картинку, чтобыпоказать ее воспитателю. Это для малышей сложно: им трудно быстро отделитькартинку от поверхности стола. Целесообразно приучать детей ставить на картинкууказательный палец или чуть выдвигать ее вперед.

 

Конспект

занятия по развитию речи

(первая младшая группа)

 

занятие 18


 
подготовила:
зам.зав. по ВМР
Ширшикова И.В.

Литература:
В.В.Гербова «занятия по развитию речи
в первой младшей группе»

 

Занятие
18

 

Чтение детям потешки «Вот и люди спят...»


 

Цель: помочь детям понять содержание потешки, запом­нитьназвания животных, которые встречаются в тексте, а так­же то, что о нихговорится; формировать способность к обоб­щению; вызвать у детей желаниепослушать это стихотворение еще раз, подговаривать отдельные слова.

Ход занятия

  Воспитательпоказывает на фланелеграфе следующие кар­тинки: птицы на веточке; лисы нагорочке; зайцы и уточки на травушке-муравушке; малыши в люлечках.

  Затем педагогспрашивает, кто нарисован на картинках. Подсказывает слова из потешки. Проситпоказать и назвать горочку, травушку-муравушку, люлечку (индивидуальные за­дания).

Воспитатель трижды повторяет потешку опорой на на­глядность).Для младшей подгруппы занятие на этом закан­чивается.

  Для детейстаршей подгруппы потешка рассказывается еще раз. Затем воспитатель постепенно,одну за другой, убирает картинки, спрашивая, кто нарисован на картинке, которуюон убрал. («Уточки на травушке»; «Детки в люлечке» и т. п. - хоровые ииндивидуальные ответы.)

  «Проснулисьзвери и птицы,- говорит воспитатель.- Поле­тели, побежали, поплыли. Сейчас явам раздам картинки. Вы посмотрите на них и скажете, кто поплыл». Раздаеткартинки с изображением зверей и птиц. «Поплыли уточки, гуси»,- го­ворят дети ипередают педагогу соответствующие картинки, ко­торые он ставит на мольберт.

  «Ктополетел?.. Побежал?» - спрашивает воспитатель. От­деляя одну группу картинок отдругой, он перечисляет птиц и зверей (птицы летают, звери бегают).

  Далее педагограздает детям пластмассовых уток, гусей и предлагает проверить, плавают ли они.

Дети опускают игрушки в тазики (2-3) с водой.


 

Конспект

занятия по развитию речи

(первая младшая группа)

 

занятие 19


подготовила:
зам.зав. по ВМР
Ширшикова И.В.

Литература:
В.В.Гербова «занятия по развитию речи
в первой младшей группе»


Занятие
19

Повторение потешек «Вот и люди спят...», «Водичка, во­дичка...»


 

Цель: вызвать у детей радость от прослушивания знако­мыхстихотворений и желание рассказывать их вместе с воспи­тателем способствоватьформированию интонационной вырази­тельности речи; уточнить представления детейоб оборудовании умывальной комнаты, его назначении.

Ход занятия

  Воспитательрассказывает (не прибегая к показу картинок на фланелеграфе) потешку «Вот илюди спят...». Затем предла­гает рассказать ее всем вместе. Читает потешку неспеша, не забывая делать паузы, во время которых дети вставляют нуж­ные потексту слова.

  Далеедемонстрируются картинки, а дети самостоятельно выска­зываются по ихсодержанию: «Птички спят на веточках»; «Зай­ки спят на травушке» и т. п.

Воспитатель убирает картинки, а на стол ставит люлечку(игрушка). В люлечке - кукла. Рядом тазик с водой.

Кукла «просыпается» и «встает», а воспитатель рассказы­ваетпотешку «Водичка, водичка...». Дети активно помогают ему, затем все вместе рассказываютпотешку еще раз.

  В старшейподгруппе воспитатель вызывает двух-трех детей (по' одному) рассказыватьпотешку самостоятельно. Ребенок говорит потешку, вставляя в текст свое имя:«Водичка, во­дичка, умой Оле личико».

Затем воспитатель предлагает всем детям умыться (вообра­жаемаяситуация) и спрашивает: «А чем же вытереть лицо? Где висят полотенца?»Приглашает детей в умывальную комнату.

  Дети находятсвои полотенца, отмечают, что полотенца бе­лые, чистые, мягкие (пушистые);висят на вешалках.

 

Конспект

занятия по развитию речи

(первая младшая группа)

занятие 20


подготовила:
зам.зав. по ВМР
Ширшикова И.В.

Литература:
В.В.Гербова «занятия по развитию речи
в первой младшей группе»


Занятие
20

Рассматривание автомашин, автобуса, трамвая  (игрушки)


 

Цель: учить детей различать по внешнему виду и называтьгрузовой и легковой автомобили, автобус, трамвай, а также их основные части:кабину, руль, кузов, колеса, окна.

Ход занятия

  На столевоспитателя легковая и грузовая автомашины, ав­тобус, трамвай. Воспитатель«звонит» по телефону и просит прислать такси. «Вова,- обращается он кмальчику,- ты се­годня шофер. Садись в такси - легковой автомобиль и поезжай замной». Если мальчик ошибается и выбирает не ту автомаши­ну, воспитательобращается за помощью к другому ребенку.

  Продолжаязанятие, педагог спрашивает, на какой машине он приехал (хоровой ииндивидуальные ответы). Предлагает назвать машины, стоящие на его столе.Предупреждает, что сейчас какая-то из них уедет, и говорит: «Зажмурьте глаза.От­кройте их. Чего не стало?» («Грузовой автомашины».)

Воспитатель возвращает грузовик на прежнее место. Про­ситкого-нибудь проверить, исправна ли автомашина, не слома­лась ли. Выполняязадание, ребенок показывает и называет кузов, кабину, колеса, руль и т. п.

  Затем  воспитатель  «отправляет  в рейс» автобус, трамвай.

Далее дети рассматривают картинки, которые демонстри­руетвоспитатель («Телевизор» или «Живые картинки»), и го­ворят, что на нихизображено.

Примерные сюжеты картинок: девочка и пудель едут в такси(они должны быть хорошо видны в окне машины);  мальчик едет в автобусе, а бабушка с внучкой- в трамвае; в красивом грузовике едут веселые зверята: зайчишка, ежонок,белочка (они могут ехать и в расписной тележке, которую везет медвежонок).

  Занятие можнозакончить игрой. На автобусе, который вос­питатель вместе с малышами построилдо занятия из стульев, дети отправляются в путешествие.

- Бип, бип! - сигналит шофер.

- Девочки и мальчики! Не забудьте купить билеты! - на­поминаеткондуктор.

- Ура! Поехали!- радуются пассажиры.

- Следующая остановка «Лесная полянка»,- объявляет шофер.(Или: «Зеленый лужок», «Избушка на курьих ножках», «Кафе «Чебурашка» и т. п.)

 

Конспект

занятия по развитию речи

(первая младшая группа)

занятие 21


подготовила:
зам.зав. по ВМР
Ширшикова И.В.

Литература:
В.В.Гербова «занятия по развитию речи
в первой младшей группе»


Занятие
21

Дидактическое упражнение «Сделай то-то». «Лошадка» -упражнение на звукопроизношение


  Цель: учитьребенка дослушивать до конца задание, осмыс­ливать его и выполнятьсоответствующие действия; различать действия, противоположные позначению(подняться вверх-спуститься); учить отчетливо произносить звук и.

Ход занятия

  На столевоспитателя лесенка из кубов. У ее основания и на верхней ступеньке стоят 2матрешки. Поодаль от лесенки раз­мещаются 2 куклы в платьях разных цветов(красном и зеле­ном), тазик, люлечка, грузовик.

Воспитатель вызывает ребенка и просит: «Помоги матрешкеспуститься с лесенки». (Ребенок должен стоять так, чтобы вы­полняемые имдействия были видны всем.)

  Педагогодобряет действия малыша, если они верны, просит детей сказать (показать), какматрешка спускалась со ступень­ки на ступеньку. («Прыг... прыг... и пошла».)Матрешку, а по­степенно и остальные игрушки он возвращает на прежнее место.

Затем  воспитатель  предлагает_детям  следующие  задания:

- Попроси водичку умыть куклу в красном платье. (Ребе­нокнаходит куклу, умывает ее водой из тазика, приговаривает: «Водичка, водичка,умой кукле личико».)

- Помоги матрешке подняться по лесенке. (Педагог учит детейсопровождать движения матрешки словами вверх...вверх... и наверху.)

-
  Куклу в зеленомплатье уложи в люлечку и покачай. (Дети старшей подгруппы могут при этомнапевать: «А-а, а-а, люли. Дети всеуснули».)

- Матрешку, которая стоит около лесенки, покатай на гру­зовичке.(Дети приговаривают: «Вперед-назад, вперед-назад».)

  Далее заданияповторяются. Воспитатель повторно вызы­вает одного-двух детей - тех, которые неумеют дослушать по­ручение до конца и осмыслить его.

  Продолжаязанятие, педагог отставляет стол с игрушками и показывает детям игрушечнуюлошадку. Объясняет, что лошад-ка кричит иии(2-3 хоровых повторения).

  Далеевоспитатель предлагает поиграть в «заводных лоша­док». «Заводит»ребенка-лошадку ключиком, и тот произносит иии. Если ребенок не хочет играть, настаивать не следует, мож­но сказать детям,что игрушка сломалась.


Конспект

занятия по развитию речи

(первая младшая группа)

занятие 22


 
подготовила:
зам.зав. по ВМР
Ширшикова И.В.

Литература:
В.В.Гербова «занятия по развитию речи
в первой младшей группе»


Занятие
22

Игра с матрешками. «У Ляли болят зубы» - упражнение на звукопроизношение


Цель: учить детей сравнивать предметы по величине (боль­шой-маленький), используя в речи соответствующие прилага­тельные; отчетливопроизносить звук о, округляя при этомгубы.

Ход занятия

  Перед детьми -2матрешки. Дети называют их, отмечают, что одна матрешка большая, а другаямаленькая. Двум-трем малышам воспитатель предлагает показать и назвать большуюматрешку и маленькую.

«Матрешки умеют танцевать,- говорит педагог.- Но их на­допопросить об этом. Олечка, попроси поплясать большую матрешку. Скажи: большаяматрешка, попляши, пожалуйста». (Мат­решка пляшет.) Упражнение повторяется 5-6раз. Когда мат­решка пляшет, дети могут «подыгрывать» ей: напевать ля-ля-ляля, ля-ля-ля и хлопать в ладоши.

  Воспитательпродолжает занятие. «Наши матрешки живут в своих домиках,- говорит он и ставитна стол 2 домика. (Если готовых домиков нет, надо до занятия построить их насоседнем столе.) -Один домик (показывает)?.. («Большой».) А другой?..(«Маленький».) Которая матрешка живет в большом домике? («Большая матрешка».) Акто живет в маленьком домике?» («Маленькая матрешка».)

  Педагогпредлагает двум детям (поочередно) поставить мат­решек около их домиков.

  Затемвоспитатель достает 2 елочки. Дети отмечают, что они разного размера.Догадываются, что большую елочку надо «по­садить» у большого дома (выполняютзадание), маленькую - у маленького.

  Для младшейподгруппы первую часть занятия можно на этом закончить.

  Детям старшейподгруппы целесообразно предложить еще задание, которое заключается вследующем. Воспитатель рассказывает про матрешек, а дети дополняют его рассказ,встав­ляя слова (подчеркнуты в тексте): «Жили-были две матрешки. Одна (показ)большая, другая - маленькая. Большая матрешка жила в большом доме, а маленькая- в маленьком. Около боль­шого дома росла большая елка, около маленького -маленькая».

  «Смотрите,-продолжает занятие воспитатель,- в гости к матрешкам идет кукла Ляля. «Ооо,ооо»,-стонет Ляля. Как она стонет? (Хоровой и индивидуальные ответы.) У Лялиболит зуб. Я сейчас его полечу, и Ляля перестанет плакать». Воспитатель лечитзуб, потом укачивает куклу, предложив детям подпевать: ооо-о, ооо-о, ооо-о-о. Кукла засыпает. К ней подходят матрешки.Дети рассказывают им, что у Ляли болел зуб и она стонала: о-о-о. Матрешка просит детей (трех-четырех) сказать, как сто­налаЛяля. Воспитатель следит, чтобы дети, произнося звук о, округляли губы.


Конспект

занятия по развитию речи

(первая младшая группа)

занятие 23


подготовила:
зам.зав. по ВМР
Ширшикова И.В.

Литература:
В.В.Гербова «занятия по развитию речи
в первой младшей группе»


 

Занятие
23

«Ослик» - упражнение на звукопроизношение (закрепление пройденного материала). Рассматривание сюжетных картинок (раздаточный материал)


 

Цель: учить детей правильно произносить звуки и, о (слитно на одном выдохе);активизировать в их речи слова длинный,короткий; уточнить представления детей о том, что характерно длядеятельности людей в осенний сезон.

Ход занятия

  Воспитательпредлагает детям вспомнить, как кричит лошадка (протяжно произносит звук и) и как стонала кукла Ляля, когда у нееболел зуб (произносит протяжно звук о).Затем воспитатель показывает ослика (игрушка или картинка) и говорит: «Это ослик.Посмотрите, какие у него длинные-длинные уши. Какие уши?» (Хоровой ииндивидуальные ответы.) Педагог предлагает детям погладить ослика, потрогатьего длин­ные уши, затем продолжает: «Когда ослик хочет есть, он кричит иииооо. Как ослик кричит? (Групповыеответы чередуются с индивидуальными. Воспитатель при этом обращает внимание нагромкость и протяжность произнесения звуков, следит, чтобы их произносили наодном выдохе.)

Иииооо,
иииооо -  кричитослик. Грустно ослику одному. Вот